Никита С.Митрохин — российский медиа-менеджер и первый литературный агент, которого удостоил звания «Заслуженный работник культуры РФ» Президент России Владимир Путин. В конце 00-х он стал известен как яркий публицист и один из авторов литературного сериала «Этногенез». Уже 2020-е о нем многие знают, как о главе Русского литературного центра, компании, ставшей лидером по выпуску литературной периодики в России по оценкам Российской книжной палаты.
Материал доступен в номере «Московский вестник культуры» за июль 2022 года: https://mosrtsrk.ru/gazeta/
Это интервью должно было состояться еще год назад. Но потенциальный герой встречи и главный редактор «Московского вестника культуры» все никак не могли договориться о времени: то брифинги, то командировки, то выходы новых книг. Жизнь кипит и иногда мы просто не находим времени на простой разговор за чашкой кофе. В таком случае полезно сказать «Нет» всем делам и все же сделать то, что давно было в планах. Так и поступили.
Никита С.Митрохин руководит Русским литературным центром с первого дня его открытия, с 2015 года. Команда центра – это и редакция, выпускающая порядка 40 % всей литературной периодики в России, по оценкам Российской книжной палаты, и агентство, что работает с правообладателями рукописей. Помимо этого, Русский литературный центр в последние годы стал неотъемлемым участником и фактическим драйвером культурной жизни в Москве. Буквально в июне 2022 года, Никита С.Митрохин подкинул новый повод для пересудов в литературных кулуарах: объявил лауреатов Премии им.А.Т.Твордовского и вручил победителям денежные премии. Примечательно, что это первая литературная премия, награждающая авторов только военно-патриотической литературы.
Никита Сергеевич, Премия Твардовского не первый патриотический проект твоей команды.
Н.М.: Ну, с одной стороны не первый. Но с другой, это вторая премия, которую учредил Русский литературный центр. Первой была Премия имени Александра Пушкина «Золотая рыбка» для авторов произведений для детей. Тогда, проект вырос из нашей акции «Книги в детские дома». Мы с 2016 года занимаемся тем, что получаем от волонтеров или директоров интернатов сообщения, что им не хватает книг из списка внеклассного чтения или изданий из классической литературы. Когда поняли, что наши книги читает порядка 2 000 детей по всей России, организовали премию, в рамках которой дети выбирали каждый год лучшего детского писателя. С наступлением COVID-19 стало тяжело вести проект и мы его заморозили. Хотя считаю зря, читателей нужно приучать к себе с детства. Премия Твардовского тоже прошла долгий путь. С 2017 года, кажется, мы издаем ежегодный альманах «22 июня» ко Дню памяти и скорби. Альманах включает в себя короткие произведения. Вот и родилась мысль запустить проект, что будет поддерживать таких писателей. Так родилась Премия Твардовского в 2020 году. Она прошла своего рода «обкатку», поскольку награждали мы ей только авторов из сборника «22 июня». И вот, в 2021 году она стала открыта для всех. Победители 2022 года получили денежный приз и возможность издать сольную книгу. По-моему неплохо.
Помню как все развивалось, сам привозил сборник «22 июня» в Болгарию и книга имена колоссальный успех. Кого ты привлек для финансирования премии?
Н.М.: Спонсоров как таковых нет. Сборник «22 июня» всегда выходил благодаря открытому сбору средств через Фонд поддержки литературы им.А.М.Горького, авторским взносам, а в последние годы больше за счет моих личных вложений. А Премия Твардовского – это открытый проект. После выпуска книг от лауреатов, полученные доходы идут в казну общего дело. Сами заявки принимаются на основании конкурсных сборов. Это небольшая сумма до 1 000 ₽. Окупаемость никакая, но происходит покрытие расходов на зарплату членам жюри.
Выходит, Русский литературный центр – это благотворительная организация?
Н.М.: Отнюдь. Русский литературный центр – это торговая марка вашего покорного слуги, редакционная команда из 21 человека, четыре сотни постоянных писателей и около десяти тысяч постоянных читателей. Мы зарабатываем на продаже книг, оказании издательских и агентских услуг. Активно привлекаем читателей. Например, на сайте Lit.Center, это официальный сайт Русского литцентра, есть раздел «Е-книги бесплатно». Периодически мы публикуем статистику из Яндекс.Метрики, за год раздел посещает не менее 200 000 человек. Кто-то из этих людей доходит до покупки бумажной версии книги, дабы поддержать нас. По нашим подсчетам 2021 года уникальных покупателей (то есть, платили с разных карточек в интернете, оформляли личный кабинет на разные электронные адреса), чуть менее десяти тысяч человек. Ну, а с учетом того, что мелкими партиями книги расходятся по магазинам, наверное даже больше.
То, что мелкими партиями – это я ощутил на себе. Книги Русского литературного центра можно купить не в каждом магазине. Почему вы не пытаетесь охватить как можно больше торговых площадок?
Н.М.: Мы пытаемся, просто не рвем на себе волосы, если этого не выходит. Сейчас же очень странная ситуация с книжными продажами. Например, в самих книжных магазинах требуют баснословные деньги за аренду книжной полки. При этом, еще взвинчивают цены на наши книги. Когда магазин идет на уступки и в договоре прописывается, что стоимость книги будет фиксированной – мы арендует полку. А когда нет – не считаю возможным. А то, уже пару раз так выходило: вот наши книги, от наших российских авторов и выпущенные в России. Мы отдаем их, арендуя полку, по скромной цене, но ее взвинчивают в два с половиной раза. А рядом продается тоже новинка но от зарубежного автора и цена ниже нашей в полтора раза. Почему магазины, все время просящие российской государственной поддержки, предпочитают поддерживать не отечественных авторов, а зарубежных мне не ясно. Увы! Но проблема имеет место быть. Иногда сталкивался с таким же отношением к книгоиздателям современной российской литературы на книжных выставках-ярмарках или библиотеках. Порой выражаешь готовность участвовать, не «за так» само собой. Но молчание становится ответом.
Где же с таким пришлось столкнуться?
Н.М.: На Московской книжной выставке-ярмарке в 2020 году, на Санкт-Петербургском книжном салоне в 2022 году. Я бы подумал, что проблема в наших фолиантах. Дескать изданы плохо. Но читатели очень довольны, авторы нас предложениями заваливают. Да и на выставках книг в Белоруссии или Казахстане, коллеги по издательскому делу жалуются, что с тем же сталкиваются. И всегда мы уезжаем на эти выставки с баулами, а возвращаемся налегке. Примечательно, что на зарубежные выставки попасть вообще проблем никогда не составляет. Руководство чуть ли не по телефону с тобой переписывается. Почему в России не так, при том что ни порнухи, ни чернухи не издаем – не ясно. Но покупателей книг у нас хватает, поэтому я не переживаю на этот счет.
Вот ты не переживаешь, а я что-то начал…
Н.М.: Поделюсь наблюдением. Давно говорят, что в России стали меньше читать. Недавно заговорили, что меньше смотрят и телевидение. Я задумался: когда-то по ТВ показывали программы о поиске людей, о домашних питомцах, о природе и фауне, передачи-портреты о людях. А теперь: скандалы, обвинения и ток-шоу, где строят на камеру свою любовь. Людям все это не интересно, вот они и не смотрят ТВ как раньше. Полагаю, что-то подобное произошло и с книгами, когда вместо нового Шукшина или Пришвина, Рыбакова или Крапивина люди могли рассчитывать найти в книжном лишь классику и какие-то переводные новинки. Вот, народ и стал читать в интернете. В том числе и наши книги. А статистика рапортует о снижении тиражей, меньшем интересе к походам в книжный магазин и так далее. Сейчас в России очень интересное время. Думаю, ситуация будет меняться в связи с санкциям и выходками некоторых писателей. Обласканные литературными премиями Галина Юзефович, Виктор Шендерович, Владимир Сорокин, Борис Акунин, Людмила Улицкая, Дмитрий Глуховский и многие другие повели себя некорректно по отношению к народу России. Ведь, сейчас все делится на тех кто «за» и тех кто «против». Те, кто осуждает российскую власть за попытку закончить войну на Украине, что длилась с 2014 года, фактически ратуют за победу украинских националистов, то есть «за» убийство россиян и русских на Украине. Книги перечисленных авторов награждались премиями, авторы приглашались на ТВ, их книги выкладывали на прилавки первым делом. Людям «втюхивали» этих авторов. Наравне с зарубежной литературой, что создавали авторы, плюнувшие в лицо российскому читателю: Стивен Кинг, Анджей Сапковский, Джоанн Роулинг… Повторю, это мое мнение и моя оценка их заявлений. Но думаю, что пришло время ввести квоты для книжных магазинов, чтобы не менее 50-60 % художественной литературы там была от современных российских писателей. И даже, если такого закона не введут, то уверен: издатели, что работали с этими авторами, теперь будут меньше получать преференций на книжных площадках. А это все те самые издатели, чьим книгам везде давали зеленый свет и активно закупали в библиотеки, игнорируя средние по масштабу производства издательства, вроде Русского литературного центра. Впрочем, справедливости ради отчему, что если завтра меня попросят увеличить тиражи в 2-3 раза – я этого сделать не смогу. Своих ресурсов на это не хватит, а пользоваться государственными деньгами на издание книг не считаю возможным. Во всяком случае, пока у государства есть куда более приоритетные статьи расходов.
Ты перечислил много фамилий. Думаешь, в России есть возможность заменить перечисленную переводную литературу и «обласканных критикой» мастодонтов в обозримом будущем?
Н.М.: Конечно! У нас есть автор потрясающих романов про Севастополь и Херсонес Татьяна Копыленко. Они придутся по душе любителям творчества Бориса Акунина. А сейчас она еще работает в направлении детектива и триллера. Ближайшие книги придутся по вкусу читателям Стивена Кинга или Джо Хилла. Проза Константина Спасского иронична, как ранние работы Шендеровича. А чего стоят стихи Сергея Антипова, который работает заместителем Льва Котюкова в Союзе писателей России? Или как вам поэзия Андрея Гулидова? Вот, навскидку несколько имен: Наталия Говорухина, Игорь Вешний, Евгений Чертовских, Ольга Майба, Борис Оболдин, Михаил Юрченко, Ирина Никитина. У нас полно замечательных авторов и оценить их произведения может каждый: книги есть в продаже, публикации в литературной периодике и интернете. Читайте и наслаждайтесь!
Подготовил Илья Баранников