Наш человек дал интервью «Литературной России»

Никита Сергеевич Митрохин — член Московской областной организации Союза писателей России, принятый по решению Льва Константиновича Котюкова в августе этого года. Он является Заслуженным работником культуры РФ и большим другом МОО СПР. В 2022 году, команда, которой руководит Никита Сергеевич отметила 7 лет работы. Да-да, речь идет о Русском литературном центре! В связи с этим, редакция «Литературной России» предложила ему дать интервью. И вот, что получилось…

Есть мнение, будто каждые семь лет в человеческом организме запускаются процессы, которые его полностью перестраивают. Реконструкция может касаться всего: от взглядов на жизнь до вкусовых предпочтений. Соответственно, каждые семь лет человек начинает невольно менять свою жизнь.

Седьмой День рождения команда Русского литературного центра отметила 20 ноября 2022 года. Как литературное агентство компания известна сотрудничеством с Эдуардом Лимоновым, Александром Рекемчуком, Галиной Хабибуллиной, Владиславом Крапивиным и многими другими литераторами целой эпохи. А в качестве издательства Русский литературный центр прошёл путь от подрядчика на аутосорсе для издательства «Прогресс» до самостоятельной книготорговой марки. Последние годы литцентр сосредоточен на выпуске литературной периодики. Есть самостоятельные проекты, вроде «Современных записок» или «Дня поэзии», есть проекты в коллаборации с творческими союзами, вроде «Серебра слов» или патриотического альманаха «Родина». Причём книги поступают не только на торговые прилавки. Ещё с 2016 года команда курирует ежегодную акцию «Книги в детские дома», а недавно в телеграм-канале главы литцентра Никиты С. Митрохина стали появляться сообщения об отправке печатных изданий в библиотеки ДНР и ЛНР.

 

Сам Никита Сергеевич Митрохин в этом году, 27 мая был удостоен Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным звания «Заслуженный работник культуры РФ». И это действительно заслужено: первые публикации Митрохина на бумаге появились ещё в 2003 году, а в сети и вовсе в 1998-м. Редакция «Литературной России» решила поговорить с создателем Русского литературного центра, который семь лет назад полностью изменил свою жизнь.

– Никита Сергеевич, оглядываясь назад, сегодня нет сожаления, что в 2015 году вы ушли из журналистики в книжную индустрию?

– Уход был очень плавным. Ещё в 2012 году я начал вести радиопрограмму «Бумажный ранет». Сначала она транслировалась на «Московской правде», потом была перепродана «Сити.ФМ», далее было сотрудничество с Сергеем Доренко и его радиостанцией «Говорит Москва». Программы посвящались обзорам современной литературы и интервью с писателями. В какой-то момент я понял, что имею реальные возможности знакомить редакторов различных издательств с писателями. Так, с 2014 года стал литературным агентом на общественных началах. А в 2015 году задумался о создании самостоятельной редакции и сделал это. Между тем, сотрудником «Московской правды» я был до 2016 года. Уверенности, что удастся создать своё полноценное литературное агентство и издательство не было. Тут скорее имеет место воля случая. Редакция «Мосправды» в 2016 году стала переходить из бумажной сферы в цифровую, и эти пертурбации отразились на моих доходах. Начал думать, что делать дальше. С одной стороны, были предложения писать в другие издания. А между тем, мне предложили заняться крупными книжными проектами в качестве подрядчика для издательства «Прогресс». Ну, а дальше уже было легче. Хотя, должен признать, сейчас бы не рискнул открывать своё издательство. Для этого требуется немалая доля авантюризма…

– О вас в интернете пишут разное, а недавнее освещение скандалов в стенах Союза писателей России говорит: авантюризмом на вашу долю судьба не поскупилась… Как вы относитесь к тем публичным выпадам, где вас сравнивают чуть ли не с Остапом Бендером?

– «Чем громче о тебе галдеж, Тем умолкай надменней. Не довершай чужую ложь, Позором объяснений…» – Борис Пастернак, кажется, так написал? Как известно, Остап Бендер, Ходжа Насреддин или Капитан Блад – это скорее положительные персонажи. Так что, я до сих пор не разобрался, комплиментарно такое сравнение или оскорбительно. Впрочем, всегда считал, – и считаю, – лишним комментировать выпады в свой адрес. Думаю, это просто попытки привлечь внимание к себе за счёт разжигания скандалов. В том числе, вокруг работы Русского литературного центра. А продолжать эту работу мы, безусловно, будем. Я собрал команду, которая обожает делать великолепные книги. И замечу, факт их великолепия никогда не оспаривался.

– Выходит, с удовольствием начали бы все сначала?

– Вы имеете в виду: открыл бы я издательство или литературное агентство сегодня?

– Да.

– Нет, наверное нет. Во-первых, за прошедшие семь лет кануло в прошлое множество книжных компаний. Речь идёт о десятках издательских домов. Конечно, отчасти тому причиной и Русский литературный центр. Я никогда не считал зазорным переманивать в нашу редакцию лучших дизайнеров, редакторов и менеджеров по продажам у коллег. С другой стороны, мы прочно заняли нишу литературной периодики, создав удобный формат работы с редакцией для писателей. Эти составляющие позволяют развиваться сейчас и выпускать отличные коллективные издания. Но на всё это требовалось время, ежедневно нужно было опережать конкурентов в качестве работы как на читателя, так и на писателя. Сегодня такую работу пришлось бы проделывать уже не семимильными шагами, а ещё быстрее. Тем более, пришлось бы налаживать отношения с издателями и типографиями. А в прошлом десятилетии это было сделать значительно легче. Думаю, подобная работа сегодня с нуля меня бы измотала.

– А как оцениваете перспективы современных русскоязычных писателей на мировой арене сегодня?

– Полагаю, судьба нашего отечества состоит в том, что его никогда не будут понимать иностранцы. Об этом свидетельствует сама история России. Бывали времена, когда мир Запада полностью открывался для русской культуры, а потом также резко закрывался. Сейчас мы в том отрезке времени, когда русскоязычная литература вызывает наименьший интерес у мирового сообщества. Штучные специалисты психоделических романов и сюрреализма, уже интегрированные в мировую литературу, останутся востребованными. Но только начинающим свой путь я бы рекомендовал стремиться покорять русскоязычного читателя внутри страны. «Заграница нам поможет» – сегодня не актуальный лозунг.

– Что же прикажете делать русскоязычному писателю в России? Издание крошечных тиражей за свой счёт – дорогое удовольствие, а контракты с издательствами заключают единицы. Какой-то значительной поддержки писателей со стороны государства тоже не заметно…

– Издание крошечных тиражей стоит не дороже поездки на море раз в году. На счёт поддержки писателей государством уточню, что не сторонник идеи, когда взрослого дядю государство должно посадить себе на шею и кормить-поить за чудесные рассказы, романы или стихотворения. Писателя кормит читатель. Сегодня нет нужды платить книжным магазинам, чтобы твою книгу поставили на полку. Ещё лет десять назад это было вынужденной необходимостью. Но сегодня книготорговцы лишены возможности выкручивать руки писателю или издателю. Хорошего редактора можно найти по интернету, так же отыщется и хороший дизайнер. Далее, имея на руках цельный макет книги, который не стыдно продавать, можно обратиться в наш Русский литературный центр или оформить статус юридического лица – выставить книгу на маркетплейсе. Следом – заказывайте рекламу, ведите блог, создайте себе сайт. Если удастся преподнести свой продут реальному читателю, без хлеба сидеть не придётся. Люди покупают книги, поверьте. Много книг!

– Это весьма сложный путь для новичка…

– Есть издательства, которые оказывают подобный спектр услуг. Наша редакция сольные книги издаёт редко, но многие другие берутся за это охотно. Тут скорее вопрос к писателю: готов он вкладывать в свою книгу деньги или не считает, что создал конкурентоспособный продукт. Меня вот очень огорчает подход некоторых авторов: тратят годы на написание целого романа, а потом бросают его на произвол судьбы. Дескать, пусть читатель сам всё отыщет. На мой взгляд, это то же самое, что родить ребёнка и бросить его.

– А что скажете про рынок электронных книг и печати по требованию?

– «Ридеро» появилось в 2013-м году, а «ЛитРес» в 2005-м. С тех пор ни об одном авторе, что стал знаменит за счёт такого самиздата, ничего не слышал. Равно как и о таком литераторе, что стал заниматься только писательством, поскольку доходы от продаж на подобных площадках позволяли содержать семью.

– Ну, а что делает Русский литературный центр, дабы улучшить условия работы писателей и поэтов в России?

– Как до открытия Русского литературного центра, так и после я всё также организую знакомство издателей с произведениями писателей. Только сейчас это происходит уже не в формате беседы за чашкой чая. Мы выпускаем литературную периодику, смотрим, как автор пишет, опрашиваем покупателей наших книг. По итогам такого сотрудничества предлагаем некоторым авторам быть представленными в каталоге литературного агентства. А каталог представляем на книжных выставках, форумах и конференциях. Каждый год проводится Всероссийский книжный питчинг. Ещё люди получают инструменты для популяризации своего писательского имени. Вдумайтесь, даже опубликовавший одно стихотворение в нашем сборнике имеет доступ к личному кабинету, который позволяет как получить консультацию, так и выставить книги, изданные где-то в другом месте на продажу. Это, а также информационное освещение деятельности литератора и многое другое – открывает пути к полноценной самореализации. А ведь Русский литературный центр не социальная служба, мы коммерческая структура. Тот факт, что команда отметила семь лет работы, красноречиво говорит: за нашу работу люди голосуют рублём.

– А что нового планируете сделать для поддержки писателей в обозримом будущем?

– На сегодняшний день меня больше заботит улучшение созданных вещей. Например, у нас есть возможность делать авторам персональные сайты и вести коллективные блоги, устраивать онлайн-презентации и помогать людям быть представленными на справочном портале «Краткая литературная энциклопедия», помочь с презентацией книги автора на выставке или рекомендовать его в Союз писателей России. Увы, на деле выходит так, что не все люди даже могут на сайте сделать заказ доставки авторского экземпляра. Каждый месяц мне сотрудники жалуются на несколько таких случаев. Я в этом вижу своё упущение. Значит, что-то неудобно им в использовании созданной инфраструктуры. Да, таких людей немного, но они же есть! Это серьёзная проблема, пока она не будет решена, двигаться дальше неосмотрительно.

– И напоследок, что посоветуете всем писателям?

– Искать читателя. Люди часто спрашивают, как вступить в Союз писателей России, как издать книгу за чей-нибудь счёт или получить литературную премию. Но я ни разу не слышал вопроса: «А почему в России нет Союза читателей?» или «Как выйти на книжные клубы?». Считаю своей самой большой победой в этом году, что команда Русского литературного центра создала удобный читателям формат ознакомления с нашими книгами и сервис покупки изданий Русского литературного центра. Думаю, те, кто ставит в писательском деле поиск читателя во главу угла, на верном пути. А всё остальное – проходящее…

Беседовал Сергей ЧЕХОВ

Источник «Литературная Россия»

 

Обязательно расскажите друзьям:

Вам может быть интересон: